Ислам защищает женщину как никакая другая религия мира
Ассель Габбасова
Журнал "SalNur" от 1 апреля 2010 (ссылка недоступна, сайт упал)
Сегодня в России, как, впрочем, повсеместно на территории бывшего СССР русскоязычные читатели постигают мудрость Корана, благодаря переводу и комментариям к Писанию, выполненным Валерией Михайловной Пороховой. И разве не удивительно то, что люди ищут номера телефонов Валерии Пороховой с одной только целью: признаться в том, что пред ними предстала другая религия во всем своем величии, и теперь стало ясным, почему был ниспослан Коран. Высокая оценка перевода Священной Книги мусульман и искренняя благодарность автору перевода была высказана авторитетными учеными и политиками мусульмансого Востока и христианского Запада, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему и широкое тиражирование указанного перевода правительскими фондами мусульманских стран. Предлагаем Вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое состоялось на днях в Москве с корреспондентом журнала.
— Валерия Михайловна, какими будут Ваши пожелания в связи с выходом первого в Казахстане журнала для женщин-мусульманок?
— Очень рада такому событию как выход и издание первого женского журнала для мусульманок, поскольку целью журнала является просвещение казахстанцев в вопросах Ислама. В Коране рефреном звучат слова: для знающих, размышляюших, думающих. Очень надеюсь, что журнал «СалНур» внесет свою лепту в укрепление знаний об Исламе, поможет глубже прочувствовать всю красоту и мудрость нашей религии.
У меня очень тёплые и добрые впечатления о Казахстане вообще, и об Астане, и Алма-Ате в частности, как о прекрасно образованном и дружелюбном народе. Я уверена, что журнал «СалНур» придется по душе всем казахстанцам. Он должен быть содержательным, последователен в своих оценках, принципиален к экспертным замечаниям, нарядным и красивым. В арабском мире издается очень много журналов для женщин, где можно почерпнуть самую разнообразную информацию о манере одеваться, о ведении домашнего хозяйства, об отношениях в семье. Много внимания уделяется здоровью женщины, даются полезные советы по уходу за собой, по использованию косметических средств.
— Как Вы оцениваете роль журналов подобных нашему в жизни женщин-мусульманок?
— Очень высоко. Важно, чтобы такие журналы имели четкую тематическую направленность. В журнале должны подниматься вопросы о понятии Божественной сущности как основополагающего фундамента исключительно во всех религиях мира, посланнической миссии, вопросы дозволенного и запретного,- т.е. те, которые волнуют многих просвещенных людей. По-моему мнению, каждый номер журнала должен состоять на одну треть из тематического материала, как например: «Положение женщины в Исламе, её права и обязанности, женщина-мать, женшина- как социальная единица, вносящая свой вклад в жизнь гражданского общества, тема развода в Исламе, дозволение полигамии при исключительных обстоятельстах (послевоенная демография населения в стране, болезни, психологическая или сексуальная несовместимость и т.д.). Целесообразно в каждом номере приводить цитаты коранических айатов и хадисов Пророка (да благославит и приветствует его Аллах!).
— Какой Вы видите современную мусульманку?
— Женщина-мусульманка прежде всего должна быть мудрой, порядочной женой и образцовой матерью, как это диктуется Кораном, и в чем ей,несомненно, поможет образование. Она должна разделять судьбу мужа и являть самое высокое уважение к его интересам. Безусловно, женщина должна быть исключительно внимательна к своей внешности и одежде, руководствуясь словами хадиса «Аллах красив и любит красоту», а также словами айата Корана: (7:31): «Рядитесь в украшения и самые нарядные одежды, когда вы отправляетесь к месту молитвы (мечеть)». Я за то, чтобы женщина училась. Но если у женщины много детей или она не хочет учиться, альхамдулиллях. Это решение принятое ею. Тем не менее, она должна быть интересной для мужа. У супругов должны быть общие интересы. Если же их нет, то надо искать иные точки соприкосновения. Так я нашла эту точку в Коране в ответ на слова моего мужа, инженера-строителя, выпускника МИСИ: «Лерочка, я никак на тебя не давлю, но я мусульманин, и, если ты уважаешь меня – своего мужа, то прочти, пожалуйста, Коран», что я и сделала.
Женщина в Исламе - самая полноправная женщина по сравнению с другими традиционными религиями. Ислам, как никакая другая религия мира, защищает женщину. Объясняю, почему я так говорю. Уже с первого дня принятия решения о вступлении в брак, она получает предбрачный дар, который я условно называю «страховой полис». Этот дар оценивается либо в денежном, либо в золотом, либо в недвижимом исчислении. Причем, при передаче дара обязательно присутствие двух свидетелей для точного исчисления «даров».
Если мужчина на данный момент не может ничего подарить невесте, он подписывает договор, что через определенное время он предоставит ей эту сумму денег. Еще раз поясню: предбрачный дар оформляется либо в золотом исчислении, либо в денежном, что может включать и недвижимость, и транспорт ( квартиру, загородный дом, автомашину). Мне однажды довелось быть свидетелем такой ситуации, когда наша девушка выходила замуж за парня арабского происхождения. Он откровенно признался в том, что учится на медицинском, но через три года обязуется выдать своей супруге 10 тысяч долларов. И слово свое он сдержал. Мне было приятно узнать, что он выполнил-таки обещание и вручил подарок. Да, так принято в Исламе.
В своем доме замужняя мусульманка - полная хозяйка. Принятие какого-либо решения по организации дома без ее ведома, невозможно. Муж согласовывает с ней все вопросы домоустройства. Если супруга неопытна и не может дать какого-либо разумного совета, он приводит свои доводы, объясняет ей почему это так, а не иначе. Некоторые ошибочно полагают, что если женщина вступила в брак, то она не должна работать. Это абсолютно неверно. Она может идти работать и работать столько, сколько захочет. Но при одном, очень ярко выраженном условии: дом должен быть обеспечен женским вниманием. Обязательно должны быть готовы завтрак,обед, ужин. Дом должен быть чистым и опрятным. Арабы патологически следят за чистотой. Женщины целый день что-то моют и чистят. Надо отдать должное арабским женщинам, дома они содержат в идеальной чистоте. Хождение по магазинам, покупка фруктов, овощей, мяса - это входит в обязанности мужа.
Напомню, если женщина обеспечивает домочадцев трехразовым питанием, успевает следить за порядком, она вполне может работать. Причем у нее есть огромнейшее преимущество – своим заработком распоряжается сама по своему усмотрению, так как семейный бюджет составляется только из заработка мужа.Я долгое время прожила в мусульманском мире, только в Сирии - 10 лет. Так что, не понаслышке знаю о полноправности женщин-мусульманок. Есть хадис, утверждающий, что рай лежит у ног матерей.
Важно понять, что мусульманин никогда не оставит жену без должного внимания. Он обязательно обеспечивает ее всем необходимым, соответствующим ее уровню. В достоверном хадисе (сахих) говорится, что «лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей жене». Мусульманская женщина ,как правило, хорошо ухожена.
Некоторые неправомерно навязывают исламу паранжу, чадру и т.п. Это - чисто национальная традиция, сложившаяся в силу географических условий и нерегулируемого темперамента южных народов. Но это никоим образом не диктуется ни шариатом, ни кораническим Писанием. И чадра, и паранжа - чисто материализованная защита от невыносимой жары данного географического пояса, а также от похотливых глаз, не знающих коранического диктата по этоме поводу. (24:30): «Скажи мужам уверовавшим в Бога, чтоб потупляли свои взоры, храня себя от вожделений плоти… Аллах ведь знает то, что делают они». (24:33): «А те, которые возможности для брака не находят, пусть в воздержании живут, пока их от Своих щедрот Аллах не осчастливит». Если женщина одета со вкусом,следит за своими туалетами, улыбчива, приветлива, к тому же умна и доброжелательна, этого достаточно мужчинам.
— Поясните Вашу позицию относительно общепринятых запретов для женщин. Например, не уезжать из дома для получения зарубежного образования, не слушать музыку, не краситься, не ухаживать (не ощипывать брови), одеваться скромно, даже строго?
— Мне не нравятся в вашем вопросе слова «общепринятых запретов». Что такое «общепринятых»? Общепринятых кем? (7:32): «Кто наложил запрет на те прекрасные дары, которые Я вам дал?» - вопрошает Всевышний Аллах в Коране. А что касается одежды, то здесь единственный запрет: категорически нельзя носить одежду из прозрачных, облегающих фигуру тканей, и различного рода декольтированных моделей. Все сексуальные прелести должны быть плотно закрыты, дабы не расцениваться как приглашение к блуду. Косметика расценивается как элемент платонической красоты и широко используется в странах исламского мира.
— А есть ли для Вас эталон для подражания среди мусульманских женщин?
— Да, женщину, которая стала для меня эталоном мусульманки, зовут Д-р Ум Ахмед Брейди, министр высшего обазования Сирии. Она была мусульманкой до мозга костей. Два ее сына учились в Москве в институте, где работала моя мама. Как-то мне представился случай познакомиться с мамиными студентами, а потом познакомилась с их родителями в Сирии. Ум Ахмед Брейди была образованнейшим человеком. Она бегло говорила на испанском и английском языках. Для меня она была идеалом,- улыбчивая, сверкающая глубокими знаниями и лёгким юмором.
— Что Вы посоветуете работающим мусульманкам, вынужденным снимать платок из-за так называемого дресс-кода, когда на работе нужно появляться строго в деловых костюмах и без платка? Ношение шляпы или береток - это выход из положения?
— Голову можно прикрыть красивым головным убором, чтобы закрыть верхние чакры. Это диктат не Ислама, но и всех мировых религий. Это было в иудаистике и за 700 лет до Ислама в христианстве. Ни одна императрица не выходила без головного убора в России. Посмотрите, ни одна королева не яляет себя в свет без шляпы.А если говорить о христианах, то на Руси все ходили в кокошниках, с покрытой головой, и в ходу было выражение «опростоволосилась», то-есть постыдно сняла головной убор. Кокошники были расшитые жемчугом, золотой нитью, камнями, бирюзой, кораллами!
Коран гласит: (74:38): «И каждая душа - заложница своих деяний». Сейчас практически все ученые мира пришли к неоднозначному заключению: существует некий Абсолют, условно кодируемый словом Бог, недоступный нашему все еще необычайно скудному знанию. Именно Абсолют является Творцом всего, что суще. И именно Его волеизъявлением была построена программа, которая безупречно функционировала по принципу эволюционного развития и начала давать сбой исключительно после мощнейшего вторжения в неё человеческого фактора. Коран: (7:56): «И не творите вы бесчинства на земле, где ваш Господь установил порядок строгий.»
«Я удалю от милости Моей всех тех, кто пренебрёг моим порядком.»(Хадис). Бесспорно, мы все видим эту совершенную программу в работе. Так неужели мы можем остаться слепы, глухи и немы к её Создателю?
Я всегда поражалась неприлично вульгарному желанию человека претендовать на познание и материализацию Божественной сущности. Каким образом? Необычайно узким спектром глаза, слабым герцом уха или же всего десятью процентами(!!!) задействованных клеток головного мозга?! Недаром практически все Писания вводят запрет на вторжение человека в таинство познания Бога.
Важно понять вот что. Надо очень жестко различать кораническое Писание и хадисы Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует!) . Но достоверных хадисов не так уж много, дает о себе знать налет измышлений в силу национальных традиций. И здесь особо опасным побочным продуктом могут стать такие отвратительные явления, напрочь отсутствующие в Исламекак экстремизм, отсутствие любой степени толерантности к другим религиям, введение чисто традиционных наказаний за грехи, развязывание смуты в границах одного и того же исламского государства, когда мусульманин убивает своего единоверца за якобы другое понимание Ислама.
— Вы - жена, мама и бабушка, чтобы Вы могли посоветовать по вопросам воспитания детей? Стоит ли усердствовать в религиозном образовании ребенка?
— Воспитание начинается с момента осознания ребенком того, что он живет в семье.
Любопытнейший момент. Начинается трапеза и мой муж произносит: «Бисмилляхи рахманир рахим», и мой сын точь-в-точь вторит отцу. Заканчивается трапеза, супруг говорит: «Альхамдулиллях», и сын точно также произносит эти слова. Видимо, с таких вот вроде бы незаметных, привычных повседневных вещей и начинается воспитание ребенка.
— Как Вы относитесь к высказыванию Шамиля Аляутдинова о том, что человек должен получить вначале светское образование, а потом только религиозное?
— Я очень уважаю шейха Шамиля хазрата. Но в этом вопросе я не соглашусь c ним. Оба мои сына закончили светские университеты и это ни в коем случае не мешает им быть мусульманами. Человек может быть высоко верующим, порядочным гражданином своей страны и при этом строго соблюдать заветно запретный кодекс своей религии, а при возникновении вопросов - обращаться к авторитетным мусульманским лидерам его общины. А вот светское образование очень нужно.
— Знаете ли Вы, что многие русскоязычные мусульманки считают Вас образцом, эталоном образованной современной мусульманской женщины? Как Вы к этому относитесь?
— Я очень счастлива. Я искренне индиферентна к славе, и ничто так не радует меня как любовь и уважение моих читателей.
|