У женщины в исламе прав больше, чем в любой другой религии
Наш Мир от 22 мая 2007
Беседа с Иман Валерией Пороховой, русской дворянкой, сознательно вернувшейся к Единобожию и переведшей по милости Аллаха на русский язык Священный Коран.
— Каковы права женщин в Исламе? Чем они отличаются от расхожих стереотипов?
— Как жена мусульманина, прожившая довольно долгий срок в мусульманской стране, могу сказать, что на земле в настоящее время вы мало встретите женщин, которые обладают столькими правами, как жена мусульманина, то есть, мусульманка.
Очень важно не путать Ислам как вероучение, ниспосланное Господом Богом в Писании, и народную традицию. Традиция, которая развилась у нас в исламских регионах, подчас имеет мало что общего с вероисповедальной доктриной. Все эти черные одежды, паранджа... Ни про паранджу, ни про черный цвет одежды в Коране ничего не сказано. Более того, в 7 суре, в 31 аяте говорится: «О, дети Адама! Рядитесь в украшения и лучшие одежды, перед тем, как отправиться к месту поклонения...».
То есть, Аллах специально подчеркивает, чтобы человек был очень нарядно одет, когда он выходит в общество, и особенно, когда отправляется к месту молитвы. И вот повеление Аллаха в том, что при скоплении людей вы должны рядиться в украшения и в красивые одежды, полностью выражает исламское вероучение, без фольклорных наслоений. В то же время Коран настаивает на абсолютном запрете демонстрации сексуальных прелестей кому-либо, кроме мужа. Если вы одеваетесь в нарядные одежды, то они не должны быть облегающими, просвечивающими, но могут нести всю цветовую гамму. Потому что Коран — единственное Священное Писание, в котором говорится о цветовой гамме: (16:13): «Аллах дал нам полную гамму красок для того, чтобы мы могли ее использовать.» Понятие цвета введено в коранический вероустав. Это же любопытнейшее явление!
Конечно, черный цвет хорош на вечерних приемах с бриллиантами и кружевами, но когда он в одиночку и днем, — черный цвет истолковывается по всем понятиям как траур. А Ислам — это великая радость, это благодать в душе, это счастье, когда человек должен показать, насколько он счастлив, и он показывает это, включая свое одеяние, которое радует глаз многообразием и яркостью цвета.
— А что вы скажете по поводу того, что женщина в Исламе якобы вообще не имеет прав, что она — просто придаток мужа, вещь, закрытая паранджой?
— В Коране говорится, что у женщины прав столько же, сколько и у мужчины, но у мужчин есть еще одно право главенства в семье в связи с тем, что на них возложена обязанность материального содержания, обеспечения материальной стороны. Это очень важно. Некоторые говорят, что вот написано: на степень больше. Эта степень большая трактуется по всем кораническим тафсирам, всем законодательствам как та единственная степень, которая дает возможность мужчине обеспечить материальное благополучие жены. Это та единственная степень, о которой идет речь в Коране. Во всех остальных вещах женщины должны получить все то, что должно им, и мужчина должен получить все то, что должно ему. Именно это написано в кораническом тексте. На это, прежде всего, мы и должны ориентироваться.
А паранджа — это языческое изобретение, доисламское, сохранившееся в некоторых мусульманских странах вследствие практической нужды: защиты от пустынного ветра, несущего мелкий песок, защиты от взглядов посторонних мужчин-кочевников.
Обратите внимание, что на православных иконах женщины изображаются всегда в хиджабе, то есть, с прикрытыми частями тела, как это принято в Исламе. Это говорит о том, что и древнее христианство следовало таким же правилам. Но в средние века нравы в Европе опустились...
— Должна ли женщина заниматься домашним хозяйством? Как, скажем, при домострое — встречать мужа в определенной одежде, работать, фактически, как служанка.
— Все эти представления относятся к традициям. Скажу откровенно, у меня высшее образование и у меня очень большая общественная жизнь — я преподавала долгое время в институте и так далее. Но это ни в коем случае не освобождает меня от ведения домашнего хозяйства. Женщина обязательно должна распоряжаться домом. Если женщина ничего в доме не делает, это — безобразие. Я получаю огромное удовольствие, выполняя домашнюю работу, поддерживая порядок в доме. Я считаю, что женщина должна сделать свой дом эстетически красивым, ухоженным. Это не столько обязанность, сколько право женщины, которое она добровольно и радостно на себя возлагает. Ей должно быть приятно этим заниматься и она должна любить дом.
Однако, если дом очень большой и женщина одна не в состоянии управляться с домашней работой и физически ей это не под силу, то по шариату мужчина должен оказать помощь: нанять прислугу, то есть, обеспечить помощь жене со стороны. При этом эта помощь должна очень хорошо, адекватно оплачиваться.
— Вправе ли жена работать и распоряжаться своим заработком?
— Безусловно, женщина вправе работать. Если она чувствует, что способна совмещать домашнюю работу с профессиональной деятельностью, то, посоветовавшись с мужем, может совершенно спокойно идти на работу. Я знаю много семей, в которых жены работали только потому, что им хотелось утвердить свой социальный статус в обществе. По шариату, если женщина может себя реализовать, она обязана это сделать. Потому что в каждого человека Аллах вселил искру, долю таланта, которую он обязан развивать.
Более того, что самое интересное, заработок, который получает женщина, принадлежит только ей, и не входит в семейный бюджет. Но, при желании, добровольно женщина может внести свои деньги частично или полностью в бюджет семьи. И это будет считаться ее закятом — обязательным пожертвованием на благотворительные цели.
— Насколько брачный договор в Исламе защищает права женщин?
— Как только женщина выходит замуж, сразу же в присутствии двух свидетелей подписывается брачный договор, в котором конкретно оговаривается все то, что муж должен передать ей в собственность. Это могут быть деньги, золото, недвижимость, автомобиль и так далее.
Если же в данный момент у него ничего нет, и они договорятся, что он обязуется через несколько лет возместить ей определенную сумму, то опять-таки оговаривается ее размер, и все это скрепляется подписями двух свидетелей.
Брачный договор — самое надежное средство защиты имущественных прав женщины в браке, что становится актуальным в случае развода. Сейчас и Европа к этому пришла. И в России эта тема обсуждается, а для мусульман — это реальность, которая существует 1400 лет.
— Вы жили в Сирии. Насколько права женщин соблюдаются там?
— Сирия, Иордания и Ливан поразили меня полным соблюдением Шариата по отношению прав женщин. Мне это очень понравилось. Таких холеных женщин, у которых довольство написано на лицах, невозможно встретить ни в одной из наших мусульманских республик. Про наших женщин можно сказать только то, что они удручены. Удручены всем. Это значит, что их права не обеспечены. Вот арабская женщина являет собой просто образец радости и полноты бытия. Это не от национальности, а от религии, от Закона, данного Аллахом, который несравнимо совершеннее законов человеческих.
|