Интернет
Газета "Казахстанская правда"

Политика тленна, религия — никогда

Лаура Тусупбекова

Казахстанская правда от 16 февраля 2007

Есть на земле люди, отмеченные судьбой особо. И эта их особенность, единственность откладывает отпечаток на всё, на что обращен их взор. Они всегда интересны, всегда актуальны и от них невозможно устать. О сегодняшнем госте нашей редакции можно говорить исключительно в превосходной степени. Сама ее жизнь — это уже сложившийся узнаваемый бренд. Итак, когда мы говорим — русская женщина, автор самого достоверного, признанного каноническим всем исламским сообществом перевода Корана на русский язык, мы знаем, кто это. Это Иман Валерия Порохова.



— Валерия Михайловна, простите за вопрос, который вам задавали уже сотни раз, но... Как вы, русский человек из древнего дворянского рода, с философским образованием, полученным в МГУ, специалист по английскому языку, вдруг стали мусульманкой, пришли к исламу?

Я прочла французского академика Мориса Букае, который говорил, что любой человек, который прочитает Коран и который владеет достаточно широким спектром знаний, примет ислам. Потом я открыла для себя Коран. Этого было достаточно. Это Писание могло быть только ниспослано и ни в коем случае не записано.

— Мы все знаем об отрицательной окраске, которую придают исламу ассоциации, ставшие уже константами, — «экстремизм», «фундаментализм», «терроризм». Считается также, что эта религия плохо сочетается с правами человека...

— Ислам — самая молодая из мировых религий, ему сейчас примерно столько же, сколько было христианству времен инквизиции и Крестовых походов. Можете себе представить, какой христианский «фундаментализм» и «экстремизм» царили, когда христианство было ровесником сегодняшнего ислама, какие «талибаны» правили в Европе! Так или иначе в XXI век человечество вошло с проблемой «исламского экстремизма», как в ХХ входило с проблемой экстремизма социалистического. Ислам — это образ жизни, построенный на мире, это чистая вера в Бога — Аллаха. Нельзя этим пренебрегать и использовать веру — самое сакральное и святое для человека — в политических целях. Это недопустимо. Терроризм же должен пресекаться светским государством в рамках закона. Я бы попросила журналистское сообщество четко разграничивать понятия «ислам» и «терроризм». К такой сложной и многогранной теме, как религия, должен обращаться только образованный, объективно мыслящий человек. К сожалению, зачастую в освещении тем, связанных с религией, царит полнейшая некомпетентность, а порой и предвзятость. Поймите, одним из ключевых понятий в исламе является термин «са-ли-ма», который переводится как «спокойствие, безопасность, мир». Однокоренным с этим словом, кстати, является известное восточное приветствие «Салям аллейкум!». Так вот газетный штамп «исламский терроризм» является ничем иным, как полнейшей абракадаброй. Что получается? Мирный, безопасный, спокойный... терроризм? При этом никому не приходит в голову говорить о «христианском терроризме», хотя, допустим, противостояние в Ольстере также не отличалось человеколюбием и гуманностью.

— И тем не менее под зеленым знаменем ислама зачастую совершаются страшные злодеяния...

— То, что происходит сегодня под знаменем ислама, когда боевики в священный месяц Рамазан убивают людей в Нальчике, взрывают дома, в которых спят мирные, ни в чем неповинные люди, — ничего общего с исламом не имеет! «Лучший из вас тот, кто учреждает мир между людьми». Это сказал Пророк. Веру извратили, превратили в фобию, исказили настолько, что произнести слово «ислам» становится чуть ли не преступлением. Между тем именно ислам считается красивой, полной чистоты намерений религией. Невежество, а не ислам взрывает мир и делает его опасным.

Видный политолог Альфред Грессер говорил: «До тех пор пока у нас будет такая мощнейшая дискриминация одних религий другими, не будет никакой толерантности и мира». В ХХ веке, пожалуй, самом разрушительном в истории человечества, была запущена идея о столкновении цивилизаций. Эта идея приобретает все более изощренный вид, все больше инструментов появляется для реализации ее разрушительной силы. Но и возможностей, и шансов для предотвращения этой мировой войны нам дано немало. И религия, точнее правильное ее восприятие, — это замечательная форма взаимопонимания и всемирного братства. Вот тогда наступит время, «когда сердце и душа смиренно с головой согласны».

Что касается того, что ислам якобы ущемляет права человека, то я могу сказать, что ислам, если правильно его понимать, попытаться изучить, наиболее приспособлен для полноценной жизни человека.

— Вы говорите о дискриминации одних религий другими. Известно, сколько войн и конфликтов произошло на почве религиозных разногласий. И сегодня аналитики видят причину множества происходящих конфликтов в религиозных противостояниях. Как вы считаете, насколько остро стоит сегодня эта проблема?

— В последнее время, особенно в начале XXI века, произошла мощная политизация религии. Факт сам по себе возмутительный. Политические структуры, политические формации приходят и уходят, постепенно они исчерпывают свою надобность, свою нужность людям. Это приходящая формация. Религия же всегда остается в необыкновенной чистоте. По крайней мере, она ни в коем случае не должна эволюционировать в сторону каких-либо изменений, религия — это чистая вера в Бога, которая дана Всевышним и сформулирована в Писаниях. Мы ни в коем случае не должны допускать политизации религии. Мощное вторжение в религию политического фактора делает ее сопроводительницей в каких-то политических событиях, играх. В этом случае она становится страшным и мощным инструментом в нечистоплотных, безнравственных руках. Особенно это проявляется в геополитических конфликтах, схоронившихся, спрятанных под маской религии. Очень много геополитических конфликтов выдается за какую-то религиозную нетерпимость, за некую религиозную конфронтацию, но это совершенно не так. На самом деле преследуются совсем другие цели. Великие державы понимают: сейчас мир стоит перед лицом очень серьезной проблемы исчерпывания энергетических ресурсов. Решить ее можно только за счет экспансии регионов, в которых скопились практически все энергетические ресурсы. Как войти в эти страны? Войти просто так, без каких-то мощных причин? Нет, это недопустимая схема. Поэтому разыгрывается религиозная карта. Готовятся экстремисты, которых очень легко зомбировать, воздействовать на этих невежественных людей, которые спустились либо с гор, либо пришли из далеких пустынь. Они подвергаются мощнейшей психологической обработке спецслужбами. После этого страна может начинать агрессию и мотивировать ее религиозной нетерпимостью. Схема проста и очевидна. Все конфликты, которые разыгрываются сейчас, к примеру на Ближнем Востоке, сугубо геополитические. Именно социальные надстройки религий, интересы каст священнослужителей, сросшихся с бюрократическим аппаратом государственно-политического руководства и спекулятивного капитала, являются катализатором межконфессиональной и межнациональной розни.

— В связи со всем вышесказанным на что сегодня, на ваш взгляд, должно быть обращено внимание богословов? Можем ли мы надеяться, что XXI век не будет таким разрушительным именно в плане религиозного противостояния?

— Я не вижу особенного религиозного противостояния. Есть проблема использования, эксплуатации религии. Когда религия становится в конфронтацию к другой религии, она уже нарушает Господню заповедь толерантности. Иисус Христос принес новую религию, на которой было построено христианство, но он не намеревался нарушить Тору, он принимал Тору как абсолют. Всевышний в Коране говорит Мухаммеду: (5:48): ««Мы Книгу в истине тебе послали для подтверждения того, что прежде из Писания пришло...» Поэтому ни одна истинная религия не дозволяет убийства, ни одна религия по отношению к другой не дозволяет враждебности. Это же очень важно. А ислам настаивает на веротерпимости.

— Валерия Михайловна, есть ли в исламе какие-либо постулаты относительно неисламского мира?

— Для меня существует только один авторитет — это Писание. И в Писании, именно в Писании, идет коранический текст, что если бы Господь желал того, он сделал бы вас всех одной единой веры, но «своим желанием он оставляет и монастыри, и синагоги, и мечети, где имя Бога поминается сполна». И, более того, он именует и христиан, и иудеев, и мусульман одним словом Ахл-ул-китаб — «люди Писания», «люди Книги». Коран проповедует необычайно глубокое уважительное отношение к людям Книги, которые соблюдают ее постулаты. Абсолютно однозначно Всевышний нам говорит в последнем Писании, что и Тора Моисея, и Евангелие Иисуса, и Коран Мухаммеда — все эти Писания были посланы одной рукой во благо человечества. Всевышний говорит, что все Писания ниспосланы одной рукой. Это очень важно понять. Ислам никогда не будет воевать ни против христиан, ни против иудеев, ни против каких-либо других верующих людей, потому что верующие по исламу, это я еще раз повторяю, — Ахл-ул-китаб, люди Писания, с которыми категорически запрещено воевать. Религия должна быть лишена любой агрессии, любого экстремизма, религия — это прежде всего любовь и уважение к рядом стоящему верующему человеку. Нельзя допускать политику в дела религии или религию в дела политики. Это две абсолютно автономные области жизнедеятельности человека. Повторюсь, что религия — это не преходящая ценность. А политика тленна, она может меняться, но истинная религия — никогда.

— Сегодня многие ученые, философы часто говорят о том, что уже в скором будущем неизбежно объединение религиозного мира в некое мировое единое братство. По вашему мнению, возможно ли это?

— Думаю, что все богословы мира обязательно придут к тому, что мы будем веровать все в одного единого Бога. Мы все читаем те Писания, которые посланы этим одним единым Богом. И мне кажется, что даже построенные на религии структурные институты тоже исчерпают свою надобность. Останется чистая вера в Бога, которая объединит всех людей в одно братство. Я с этим абсолютно согласна. Это не будет какая-либо территориально ограниченная религия. Это будет осознание человеком того, что Бог один и мы все идем к нему. А те тропиночки, которыми мы идем к нему, в конце концов сойдутся в одну большую дорогу, которая будет озарена Господним светом, и все люди в конечном счете окажутся на этой огромной стезе, ведущей к Богу.

— В разговоре с вами не могу не затронуть тему исламофобии. Что нужно сделать, чтобы мир прекратил бояться ислама?

— Вы знаете, просто должно быть просвещение. Исламофобия возникла только в странах, в которых царит абсолютное невежество. Например, когда я была в Великобритании, я была ошеломлена их высочайшим уровнем знания ислама. Там нет никакой исламофобии. Огромные блоки телевизионных программ в этой стране посвящены исламу, причем чрезвычайно просвещенному исламу. Европа свободна от исламофобии, если она и есть отчасти, то привносится извне. И мне кажется, над этим работают какие-то очень мощные структуры.

— Валерия Михайловна, вы бывали в Казахстане не раз, знаете, насколько разнообразна этнокультурная составляющая нашего государства. Наверняка знаете и о том, что именно Казахстан стал инициатором проведения здесь уже двух съездов лидеров мировых религий. Не кажется ли вам неслучайным проведение такого глобального гуманитарного мероприятия именно в Казахстане?

— Я считаю эту инициативу просто замечательной. Казахстан явил миру способность, возможность и необходимость мирного и очень доброжелательного существования разных религий в рамках одной страны. Это замечательный прецедент. Я, как религиовед, считаю, что этот прецедент явит миру пример того, как должен существовать этот мир. Эта инициатива не иначе как проявление мудрости руководителя вашей страны. Я выражаю ему огромную благодарность за претворение в жизнь этой замечательной идеи.

— Бытует мнение, что в скором будущем евразийское пространство, страны, входящие в это пространство, в том числе Казахстан и Россия, сыграют в мировых глобальных процессах некую объединяющую роль.

— Мне бы очень хотелось, чтобы так было. Потому что мы очень образованны. Мы очень «вежественны». У нас есть понимание того, где зарыто зло. И мне кажется, что именно мы с нашим высоким просвещенческим уровнем можем явить миру пример того, как религии могут достойно сосуществовать, как мы можем объединить наши усилия в борьбе за души человеческие.

— Спасибо за интервью.

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru