Ислам и террор. Часть 2
Тенгиз Гудава
Свобода от 27 апреля 2004
В ответ на первую передачу бесед с академиком Валерией Пороховой на тему "Ислам и террор" я получил немало откликов по электронной почте. "Известный эволюционист Ричард Докинз совершенно правильно заметил, что религиозные взгляды следует критиковать так же, как и любые другие взгляды - политические, например. Религия не может быть вне критики только потому, что это религия", - пишет Сергей. Мы, собственно говоря, следуем совету Ричарда Докинза и Сергея, хотя это путь тернистый. Я вполне отдаю себе отчет в гигантизме и неподъемности темы. Ясно и то, что беседы с Валерией Пороховой - переводчицей Корана на русский язык, обладательницей высшей премии исламского мира "Хранитель Корана" - это все-таки изложение субъективных воззрений одного конкретного лица, это частное мнение и с ним можно спорить. Но любая беседа лучше немоты в этом ключевом для современного мира вопросе, разве не так? Ведь религиозное невежество, как и любое невежество, - хорошая почва для произрастания ненависти, а в этом и суть терроризма, террора, мании навести ужас.
— Валерия Михайловна, почему все-таки в лоне самого ислама не найдутся авторитеты, не найдутся люди, которым небезразлична чистота своих рядов, грубо говоря, имидж ислама. Почему они не остановят Усаму Бин Ладена и иже с ним? Почему я не слышал, мне не доводилось видеть ярких выступлений исламских священников против терроризма?
— Они очень регионально замкнуты. Я вам скажу, есть очень интересный ученый такой, например, как Бутий, крупнейший ученый, исламский философ, человек глубочайшего аналитического богатства, который может повлиять, но как-то я даже не понимаю, почему это происходит, они как-то стоят в стороне от этого. Не то, что бы им было неинтересно, мне кажется, что они видят, что вмешаются они, или нет, все равно ничего не изменится. Они говорят, "вы понимаете, в это втянуты такие мощные структуры государственные, обладающие таким мощным оружием, такими средствами массовой информации". Посмотрите, что творилось, когда вошли американцы в Ирак. Это же оккупация чистой воды. Все это знают. Это знают и американцы, в первую очередь. Но кто мог противостоять им? Не могли даже такие политические киты, как Франция, Германия и Россия. А кто стоит против этих мусульманских философов и богословов, которые могут тихо, как положено по Господнему руководству, как наши православные священники, как иудейские раввины, не повышая тона разложить по полочкам все, как должно быть, кто их будет слушать? Наша трагедия что они не могут претендовать на то, чтобы их кто-то выслушал. Им просто не дают трибуны, затыкают рот. Вот, смотрите, крупные специалисты исламоведы, где они сидят, где мозги арабского мира? Это Египет, Сирия и Иордания. Когда вы приезжаете в Саудовскую Аравию и Эмираты, все инженеры, врачи - сирийцы, иорданцы и египтяне. Сирия объявляются осью зла, хотя там об оси зла вообще никакой речи нет. Это все равно, как если в России живет какой-нибудь Иванов, Петров, Сидоров - террорист, и Россию объявят осью зла. Да, в Сирии, может, живет несколько человек, которые являются террористами - причем тут Сирия? Сирия никогда не была осью зла. И крупнейший Бутий, или доктор Зохели, которые во всем исламском мире почитается как высочайшие мозги, и действительно их книги по философии изучают в Германии, все переведено на английский, французский, немецкий... Исламоведение, коранистика Бутия изучается по всем странам. Я его очень хорошо лично знаю. Думаете, его кто-то будет слушать? Да никогда в жизни. Потом что он гражданин Сирии, а Сирия объявлена осью зла.
Вся общественность мира противостояла вторжению в Ирак, а Буш вошел. Это больно, обидно. Потому что это - Вавилон, корни цивилизации. И когда бомбили места, откуда поднималась цивилизация, когда Америки еще не существовало, весь мир вздрогнул. Когда растащили музей багдадский, весь мир плакал. Я видела английских ученых, которые плакали в эфире по телевидению. Невозможно было смотреть. Кто будет слушать мусульманских богословов? Не будут слушать, ни раввинов. В Израиле, я сама смотрела по телевизору, когда раввины вышли на демонстрацию и говорили о том, что они против войны с нашими братьями-палестинцами, и что? Выбежали 20-летики полицейские, очевидно русская алия, и начали дубинками бить их по кипам. Невозможно было смотреть. Я плакала, я не могла. Эти раввины, глубочайшие, верующие люди, которые говорят, мы не можем здесь воевать, и не можем здесь собираться, потому что Тора это запретила. Кто их слушал? Шарон их слушал? Нет.
— Валерия Михайловна, у меня возникла такая мысль, может, корень зла как раз не в частностях, таких, как Бин Ладен, или кто-нибудь, а в бездуховности в современном мире? Почему не слушают авторитетов исламского мира? Казалось бы, сверхстраны. Вот вы говорите, Америка вошла туда, сделала то. Но Америка, как никто на свете, сейчас заинтересована, чтобы сдержать терроризм, потому что они пострадали и страдают. Казалось бы, как же, почему не слушать этих богословов, которых вы перечислили, почему им не дать трибуну? Я сам поражаюсь, почему ничего не говорится о корнях этого зла?
— Вы представляете радиостанцию "Свобода" которая, безусловно, имеет прямое отношение к США. Вот почему им не предложить этот вариант? Почему им не предложить вариант поднять крупную кампанию? Американцы лечат следствие, а это неправильно. Причинно-следственная связь совершенно нарушена. Им нужно вдаться в причину того, почему это происходит, и с ней бороться, и дать трибуну крупным мусульманским богословам. Мы можем назвать их по именам. Я могу составить список. Это и мусульманские богословы в Германии, немцы, принявшие ислам, а сколько французов, принявших ислам, которые хотят мира... Потому что ислам - это мир и безопасность. Давайте мы все сядем и подумаем, и соберемся, богословы мусульманского мира. Восточной и Западной Европы, Франции, Германии, Англии... Ведь, посмотрите, в Лондоне 175 мечетей, кто бы мог себе представить. У нас в Москве на два миллиона мусульман 5 мечетей, в Лондоне - 175. Почему? Потому что они хотят жить спокойно. Англичане хотят жить спокойно. Надо обратиться с призывом: собраться верующим людям, объяснить, что такое настоящая политическая идеология по Корану, для мусульман. Для всех мусульман сказать - давайте вести себя так, как нам повелел Аллах. И если Аллах нам не велит убить невинную душу, если Аллах нам не дает никакого права совершать террористические акты на территории чужого государства... Вы еще можете предпринимать какие-то неадекватные действия в рамках своего государства, но вы никак не можете совершать эти террористические действия за рамками вашей государственной структуры. И Сунна, и Коран пишут, что за пределами ваших границ вы не имеете права никого убивать. Они на вас еще не напали...
Поэтому нужно, прежде всего, просвещение, просвещение и еще раз просвещение. А у нас нет коранистики. Нет экспертизы ни по коранистике, ни по библейскому писанию. Например, единственное в чем американцы правы - "In God we trust" пишут американцы на долларе, и упорно оставляют у себя смертную казнь, и правильно делают. Почему? Это библейская заповедь: око за око, зуб за зуб. Любой убийца должен быть убит. Это пишут все писания мира. А у нас выступает человек, "я - верующий человек, считаю, что смертная казнь должна быть отменена". Почему? Если Господь ее назначил. Экспертиза по евангелистскому писанию. Нет экспертизы ни по торическому писанию, ни по евангелистскому, ни по кораническому. Как только мы приведем экспертизу и придем к общему знаменателю, а он наличествует во всех писаниях, и не убей ты душу, раз, не пожелай другому, что не пожелаешь себе, не укради, и так далее. Все заповеди и запреты фундаментального толка все те же во всех писаниях. И как только мы встретимся и проведем экспертизу по писаниям, мы придем к тому, что мы должны быть все вместе. Потом, если совершают преступление люди, мы должны сразу должны лишать их конфессионального фактора. Мы не имеем права сказать, что этот террорист был мусульманином, или иудеем, или христианином. Человек, совершивший террористический акт, перестает быть христианином, иудеем, мусульманином, он - преступник, он вне религии. Его нужно судить по гражданскому кодексу и не вешать на него конфессиональный ярлык.
— Прежде, чем мы вернемся к беседе с госпожой Пороховой, я хочу прочитать еще ряд писем, полученных почтой программы "Центральная Азия и Кавказ": "Не поленилась, - пишет некто Р.Л. - вышла на сайт ansar.ru и сразу же наткнулась на статью некоего Исраэля Шамира о шейхе Ясине, о том, как он благословлял "воинов в бой", за что и был, дескать, убит израильтянами. Я знаю, что он благословлял террористов-самоубийц, взрывавших себя и совершенно невинных людей, что-то не вяжется все это с рассказами В.Пороховой."
— — Суть в том, уважаемая Р.Л., что шейх Ясин - это не Аллах, не Пророк и даже не мусульманин, если следовать словам Валерии Пороховой. Как были в христианстве лже-папы и изуверы-инквизиторы, так есть, вероятно, и аналогичные проявления в исламе. Этому наши беседы и посвящены.
— Еще письмо: некто "Марсианин" пишет: "Очень неубедительно. Впечатление, что автор еще в процессе убеждения себя самой. Нет конкретики. Какие слова именно сказал Пророк? Не было в то время террактов в нынешнем понятии. Два раза автор говорила об этих словах Пророка и о Коране, говорящем о послушании этим словам, но самих слов автор не цитировала. Да были ли они? возникает вопрос. То же самое о сущности джихада. Когда везде мы слышим от всех шейхов и мулл - убей неверного, попадешь в рай и девочек там у тебя на весь рай там хватит, автор дает противоположную интерпретацию, как бы ложа начало совершенно новой ветви ислама, по крайней мере для немусульман, я думаю, эта лекция прозвучала как публичный процесс размышлений принять желаемое за действительное".
— — Опять суть в том, что шейхи и муллы, говорящие о "девочках в раю" - это, по Валерии Пороховой, вовсе не мусульмане и проповедуют они не совсем или совсем не то, что является истинным исламом. Что касается слов Пророка Мухаммада о недопущения терроризма в исламе, то эти слова рассыпаны по многим Хадисам (или "рассказам, преданиям") Пророка:
— — «Поистине, тот, кто убил себя (преднамеренно), будет наказан огнем, в котором он поселится навсегда»
— — «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно»
— — Вот изречения из самого Корана: (5:32): «Тот, кто убьет живую душу не за душу И не за нечесть на земле , – Тот как бы всех людей погубит.»
— — Но мне больше всего нравятся слова Пророка Мухаммада из Хадиса от Фадаля ибн Убейда - и эти слова я бы сделал эпиграммой к нашей передаче: «Истинно верующий тот, с кем люди, независимо от того, верующие они или безбожники, чувствуют себя спокойно и безопасно».
— Валерия Михайловна, в Коране что предусматривается для людей, которые вопреки вышеуказанным положениям того же Корана убили невинного?
— Убил? Его тоже надо убить. Это по Корану. Он должен быть лишен жизни. Более того существует очень красивый хадис нашего Пророка, который звучит следующим образом: если два мусульманина скрестили мечи, то и убитый, и убивший идут в ад. Когда же Пророка спросили, хорошо, убивший идет в ад, а тот, который убит - почему? А у него тоже было намерение убить. А то, что оно технически не завершилось, ни о чем не говорить. Он тот же убийца. Убийцы идут в ад. Он может думать, какой он молодец, что убил такого-то человека, но если он взорвал себя в кафе и там погибла девочка таких-то лет, брат ее, бабушка, отец, мать, дедушка, просто человек, зашедший выпить кофе - он будет гореть в аду всю вечную жизнь. Говорить, что это джихад, что это шахид, и он попадет в рай - по коранистике он убийца, и все время будет гореть в аду.
— Вот этот, казалось бы, простой тезис очень слабо распространен в нашем мире. Практически никто о нем и не знает. Думают, что эти шахиды, как только совершили свой акт, попадают в райские кущи, их там ждут все радости мира и покоя, и вдруг попасть в ад - такое разочарование.
— Он попадает в ад. Это я говорю с полной ответственностью, это не мое мнение, так по Корану. Дальше, например, вы можете за смерть убитого отмстить, но убить вы можете только убийцу. Вы не можете за смерть убитого убить невиновного. Например, когда взяли "Норд-Ост" там были девочки-чеченки с поясами шахидов, которые пришли мстить за убитых братьев и мужей, думая, что они попадают в рай. Нет, они не попадают в рай. Это очень больно, потому что, когда я смотрела на глаза этих девочек, у них были открыты только глаза, это были глаза мучениц, исключительной красоты, даже вот сейчас, я говорю, "мучениц", у меня мороз по коже, я на них смотрела, у меня все болело внутри, но они будут гореть в аду, потому что погибло почти 200 человек невинных людей. Как об этом ни больно говорить, но это так, и не иначе. Коран не терпит никакой неправильной интерпретации. Существует кораническое толкование, что за смерть невинного вы горите в аду, только так, и не иначе.
— Скажите, в России Муфтий, который все-таки в досягаемости для вас, почему он не выступает с такими определительными вещами?
— Я думаю, он выступает с такими вещами, просто ему не дают трибуны. Мне кажется, если бы ему почаще давали трибуну на телевидении, я, например, меня очень часто приглашали на телевидение в 1998-1999-м, году шла "Энциклопедия ислама" я была на телевидении. А сейчас очень жесткая позиция: не давать эфира мусульманам, не Пороховой Валерии, а вообще всем вместе взятым. Мы практически, при 20 миллионах доморощенных наших собственных братьев и сестер - мусульман, которых вскормила эта земля, мы едим тот же хлеб и ту же соль, мы - граждане этой страны - полностью лишены эфира. Их никто не представляет. Более того, идут возмутительные совершенно действия. Закрываются медресе. А медресе - как раз причина, как только все будут образованные, не будет ваххабизма и всего этого. Людям надо дать образование. А кто решил, что в медресе воспитывают ваххабитов - я не знаю. Чьим велением были закрыты медресе? Непонятно. Говорят, вот, в медресе воспитываются ваххабиты. Кто это сказал? Ко мне обращались, когда я приехала в Челябинск, я была просто убита, 600-тысячная мусульманская община, лишившись медресе, дети в летние каникулы, самый опасный возраст, с 12 до 17, были выброшены, девочки на панель, мальчики на наркотики, на алкоголь, и так далее. Родители рыдали. Они говорят: "Мы всегда знали, что детей наши в летнем медресе религия учит только добру, учат их молитве, учат их коранистике, и мы знали, что наши дети устроены, мы можем следить за огородами, приготовить себе овощи на зиму. Мы спокойно работали и знали, что дети под присмотром. Сейчас мы не можем заниматься огородами, ничем, потому что наши дети на улице". Закрыли медресе - это преступление на государственном уровне.
— И это в ситуации, когда идет борьба с террором по всему миру, и миллиарды долларов тратятся на эту борьбу. Почему такая простая мысль не может прийти в голову высоким правителям? Просвещение в этой области. Почему этого не происходит? Почему западный мир все-таки пытается бороться с терроризмом, как бы кувалдой против вируса?
— Так оно и есть, это отвратительно, вы посмотрите, против комара бьют пушками. Так оно и получается. А посмотрите с этими хиджабами. Кто может запретить женщине одеть тот головной убор, который она хочет? Это ее мода. Жак Ширак запрещает выходить в хиджабах. Какое его дело, что эта женщина носит? Я не могу понять, когда запрещают женщине носить, что она хочет. Если она одевает мини-юбку, это считается в порядке вещей, а извините меня, это же порнография. А вот хиджаб, оказывается, не в норме. Мы сами толкаем людей на агрессию. Потому что когда девочка приходит домой и говорит маме: "Почему ты запрещаешь носить мини-юбку" - у девочки появляется агрессия, ей запретили одеть мини-юбку. А та, которая хочет одеть хиджаб, а ей запретили, у нее агрессия, почему ей запретили носить? Политические деятели сами нагнетают страсти. Вместо того, чтобы создать летние курсы для мусульман и немусульман по коранистике. Я вас уверяю, придут и немусульмане, просто из любознательности, не любопытства, а любознательности.
— Вы говорите, придут и немусульмане, тем более считаю, что придут, потому что, как вы ранее, сказали Бог у нас един.
— Конечно, ко мне приходят, самое интересное, покупать Коран ко мне приходят баптисты и приходят адвентисты седьмого дня. Мы сидим, на очень тихих, приятных, интеллигентных тонах, выясняем, что, кто, как думает. Нам очень комфортно. Вы не представляете, Тенгиз, ко мне приходят очень интересные люди, высочайше образованные. Мне с ними настолько интересно. Особенно, например, когда Саратовская епархия православная взяла, например, 30 книг, Волгоградская, когда они покупают, это показывает, насколько все мы приближаемся к Богу, нам хочется знать, а что исповедуют эти люди. Это очень, чисто по-человечески, понятно. Так же, как я, например, я безумно люблю Евангелие от Иоанна. Я его читаю, и я в восторге. Я очень люблю апокрифические Евангелия, очень люблю Псалтырь. Псалтырь для меня читать огромное удовольствие. Я безумно люблю Моисеево Пятикнижие. Вы думаете, что я не думаю о том, что это иудаизм, мне в голову не приходят. Иудаизм, христианство, ислам - нас разделяет только терминология, ни что иное. Когда читаете Пятикнижие, и читаете в Коране, что «Я дал Моисею Пятикнижие», так почему вы не должны его читать, если Аллах дал Моисею Пятикнижие? Если он дал Иисусу Евангелие... Если у нас есть Евангелие, и мы его не читаем, это показывает только, что мы ущербны. Вот Коран как пишет: (5:46): «Мы Евангелие с Ним послали, с Иисусом, в котором правый путь и свет», - значит надо читать Евангелие, написано, (5:44): «и это Мы, которые низвели им Тору, в которой правый путь и свет...» Давайте читать всё. Это же всё Господнее!
|